четверг, 3 февраля 2011 г.
Календарь знаменательных дат. Февраль - 2011.
Для Вас, дорогие наши читатели, продолжение "Календаря знаменательных дат". "Февраль - 2011". Это второй раздел календаря. В феврале ... множество знаменательных дат, среди них ... юбилейные даты писателей и поэтов. Информацию о некоторых из них мы предлагаем для Вас...
4 (16) февраля
К 180 - летию со Дня рождения
Лесков Николай Семенович
(4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, — 21.2(5.3).1895, Петербург], русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг. Л. создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863), "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866), пьесу "Расточитель" (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В то же время одна из ранних статей Л. (1862) — о петербургских пожарах — послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ "Овцебык" (1863), романы "Некуда" (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и "Обойдённые" (1865) направлены против "новых людей"; Л. пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов — в повести "Загадочный человек" (1870) и особенно в романе-пасквиле "На ножах" (1870—71). Сам Л. не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.
В середине 70-х гг. в мировоззрении Л. происходит заметный перелом. В повести "Смех и горе" (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Л. начинает создавать целую галерею типов праведников — могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы "Очарованный странник", "Запечатленный ангел" (обе — 1873), "Несмертельный Голован" (1880), "Печерские антики" (1883), "Однодум" (1889) и др. Праведники Л. не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они — из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: "После злого романа “На ножах” литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233). В творчестве Л. чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть "Железная воля" (1876), "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (1881) и др. Левша в "Сказе..." противостоит миру злых кукол, облечённых властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаётся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык "Сказа...". Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Л. в повести "Тупейный художник" (1883).
Сближение писателя с демократическим лагерем в 80—90-е гг. 19 в. усиливается. Л. идёт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах "Человек на часах" (1887), "Простое средство" (опубликованы 1917), "Административная грация" (опубликован 1934) и многих др. Л. раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Много места уделяет Л. изображению морального облика буржуа: "Чертогон" (1879, под названием "Рождественский вечер у ипохондрика"), "Отборное зерно" (1884), "Грабёж" (1887), "Полунощники" (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести "Зимний день" (1894), "Дама и фефёла" (1894) и др. Но идеал Л. не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Л. "Заячий ремиз" (1891—94, опубликована 1917) — сатира на политическую реакцию 80—90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Л. создаёт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле "сицилистов".
Л. тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Л., в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести Л. "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием "Катерина Измайлова").
Соч.: Собр. соч., т. 1—12, СПБ. 1889—1896; Полн. собр. соч., 3 изд., т. 1—36. СПБ. 1902—03; Собр. соч., т. 1—11, М., 1956—58.
Лит.: Фаресов А. И., Против течений. Н. С. Лесков, СПБ. 1904; Волынский А. Л., Н. С. Лесков, 2 изд., П., 1923; Гроссман Л. П., Н. С. Лесков, М., 1945; Гебель В. А., Н. С. Лесков. В творческой лаборатории, М., 1945; Лесков Д. Н., Жизнь Николая Лескова, М., 1954; Другов Б. М., Н. С. Лесков, 2 изд., М., 1961; Горячки на М. С., Сатира Лескова, М., 1963; Плещунов Н. С., Романы Лескова "Некуда" и "Соборяне", Баку, 1963; Русские писатели. Биобиблиографический словарь, М., 1971.
М. С. Горячкина.
Большая советская энциклопедия
Читайте в нашей школьной библиотеке:
Лесков, Н.С. Грабеж: Рассказ / Н.С. Лесков; Послесл. В.А. Богданова; Рис. Г.С. Волхонской. – М.: Детская литература, 1982. – 63 с.: ил. – (Школьная библиотека).Рассказ Лескова о том, как честный человек ограбил другого, рисует мелочность и пустоту жизни героев и через них – общественные нравы России прошлого века.
Лесков, Н.С. Левша: Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе / Н.С. Лесков; Предисл. М.С. Горячкиной; Рис. Н. Кузьмина. – М.: Детская литература, 1983. – 47 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В сказе «Левша» повествуется о горькой судьбе талантливого русского мастерового, восхитившего своим мастерством Европу, но погубленного в царской России.
Лесков, Н.С. Легендарные характеры/ Н.С. Лесков, Сост., вступ. ст. и примеч. Н.Н. Старыгиной. - М.: Сов. Россия, 1989. - 576 с.: ил.
Все творчество самобытнейшего из писателей, "волшебника слова" Н.С. Лескова (1831 - 1895), оставившего богатое художественное наследие, - постижение величия и красоты русского национального характера, желание "умножить в людях добро, правду и мир". Созданные в последнее десятилетие жизни произведения писателя (легенды, сказки, рассказы-притчи, обозрения), вошедшие в эту книгу, наиболее полно и ярко выражают важную для Лескова идею праведничества, идею активной и деятельной любви к человеку, сострадания и бескорыстной помощи ближнему.
Лесков, Н.С. Очарованный странник: Повесть и рассказы / Н.С. Лесков; Художник П. Сацкий. – М.: Советская Россия, 1986. – 240 с.
В книгу большого мастера русского слова Н.С. Лескова (1831 - 1895) вошли повесть «Очарованный странник» и рассказы «Железная воля», «Тупейный художник».
Лесков, Н.С. Повести и рассказы /Н.С. Лесков; Cост. вступ. ст. и примеч. О. Майоровой; Художник В. Сафронов. – М.: Художественная литература, 1990. – 527 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В книгу самобытного русского писателя, великолепного мастера русского слова Н.С. Лескова (1831 - 1895) вошли избранные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Однодум», «Несмертельный Голован» и др.
Лесков, Н.С. Повести и рассказы / Н.С. Лесков; Сост., примеч. Л.А. Аннинского; Предисл. Д.С. Лихачева; Художник И. Годин. – М.: Детская литература, 1989. – 304 с.: ил.
В сборник повестей и рассказов Николая Семеновича Лескова (1831 - 1895) входят: «Разбойник», «Овцебык», «Грабеж», «Фигура» и другие. Яркий бытописатель, проницательный знаток русской жизни и русской души, он был замечательным мастером: речь его героев так изумительно жива, правдива и убедительна, что они встают перед нами физически ощутимы; «мораль» же он превращал в элемент литературной интриги с таким совершенством, которое сделало его одним из своеобразнейших писателей в мировой литературе.
Лесков, Н.С. Соборяне: Хроника / Н.С. Лесков; Послесл. А. Батюто; Художник П.И. Басманов. – М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 331 с.
Лесков, Н.С. Тупейный художник: Рассказ на могиле / Н.С. Лесков; Послесл. и прим. В.Ю. Троицкого; Художник Л.Г. Епифанов. – М.: Детская литература, 1983. – 31 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Рассказ о трагической судьбе крепостной актрисы и талантливого крепостного художника.
4 (17) февраля
К 105 - летию со Дня рождения
Агния Львовна Барто (1906-1981)
Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище. Однажды после выпускных экзаменов на одном из вечеров она впервые прочитала свое собственное стихотворение, которое услышал нарком просвещения А.В. Луначарский. Стихотворение ему понравилось и он, словно предугадав судьбу будущей поэтессы, сказал, что девушка будет писать веселые стихи для детей. Эта встреча навсегда осталась самым ярким впечатлением для Агнии Львовны.
Для развития литературных способностей у Барто много сделал ее отец Лев Николаевич Волов. Он сам очень любил поэзию, знал наизусть почти все басни Крылова, но главное, постоянно дарил дочери книги.
В 1925 году Барто уже начала печатать свои стихотворения. Вышли в свет "Девочка-ревушка" и "Девочка чумазая", затем "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". Агния Львовна своим творчество обращалась к самым маленьким читателям (от четырех до восьми лет). Их и читателями-то назвать нельзя. Скорее, они были благодарными слушателями, которым эти стихи очень нравились и прекрасно запоминались.
В следующие годы Барто выпустила сборники "Братишки" (1928 г.) и "Мальчик наоборот" (1934 г.) Поэзия Барто всегда отличалась вниманием к миру ребенка, к его воображению и мышлению. Большую роль в ее творчестве сыграли другие детские пистаели - К.И. Чуковский и С.Я. Маршак, которые помогали ей советами и следили за ее творчеством.
В 1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. В эти же годы она начала писать сценарии для детских фильмов, которые с успехом прошли по экранам кинотеатров (телевидения тогда еще не было). Мы и сейчас с удовольствием смотрим замечательный фильм "Подкидыш" о маленькой девочке, которая одна вышла на улицу и "потерялась". Барто так построила сценарий, что сумела через призму встреч девочки с разными людьми показать их жизнь, характеры и мировоззрение. Некоторые эпизоды фильма проникнуты необыкновенным лиризмом, некоторые - сатирой и юмором. Успеху фильма во многом способствовали такие комедийные актрисы, как Фаина Раневская и Рина Зеленая, которые снимались и в других фильмах, снятых по сценариям А.Л. Барто ("Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер", "Десять тысяч мальчиков").
С началом войны Барто несколько раз пыталась попасть на фронт, но ее муж, инженер-энергерик, был направлен в Свердловск. Обратно в Москву Барто попала в 1942 году и тогда была отправлена в качестве корреспондента "Комсомольской правды" на Западный фронт. В это время она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки
В шестидесятые годы Барто, кроме детских стихов, создала несколько юмористических и сатирических произведений, которые были опубликованы в книгах "Кого считать счастливым?" (1962 г.) и "Что с ним такое?" (1966). В эти же годы она работала в детском доме для детей-сирот. Именно здесь родилась ее поэма "Звенигород". Эти годы были самыми продуктивными в жизни поэтессы. Она начала вести радиопередачу "Найти человека". С ее помощью многие люди, потерявшим своих близких во время Великой Отечественной войны, сумели найти их или узнать об их судьбе. Работая на радио, Барто услышала множество рассказов простых людей о том, какой след в их жизни оставила война, и на основе рассказов написала книгу "Найти человека", которая была опубликована в 1968 году.
1972 год принес ей Ленинскую премию. В это же время Барто стала членом международной ассоциации детских писателей и лауреатом медали Андерсена, она много ездила по стране, проводя конкурс детского рисунка.
Умерла Агния Львовна в 1981 году 1 апреля.
Награды и премии:
- Сталинская премия второй степени (1950)
- Ленинская премия (1972)
- орден Ленина
- орден Октябрьской Революции
- два ордена Трудового Красного Знамени
- орден «Знак Почёта»
- орден Улыбки
- Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно).
- Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
Библиотечная выставка, посвященная творчеству Агнии Львовны Барто, из серии "Книги ХХ и ХХI века" представляет к чтению
"Книги ХХ века":
Барто, А.Л. Верёвочка/ А.Л. Барто; Отв. ред А.Д. Арон; Рисунки В. Горяева. – М.: Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. – 16 с.: ил. - (Мои первые книжки).
В книгу А.Л. Барто «Верёвочка» вошли стихотворения для детей: «Верёвочка», «Гуси - лебеди», «Катя».
Барто, А.Л. По дорожке, по бульвару… Стихи / А.Л. Барто; Отв. ред. Л.И. Гульбинская; Рисунки В. Горяева. – М.: Детская литература, 1967. – 63 с.: ил.
В этой книге ты прочтешь стихи А. Л. Барто, написанные в разные годы о детях разных стран – об их дружбе, горестях и радостях.
Барто, А.Л. Мы с Тамарой: Стихи / А.Л. Барто; Отв. ред. Л.И. Гульбинская: Обложка В. Горяева; Худ. ред. В.А. Горячева. – М.: Детская литература, 1973. – 110 с.: ил.
В этой книге собраны веселые, сатирические и лирические стихи для младших школьников. Четыре раздела сборника: «Мы с Тамарой», «Снегирь»,, «Где живет герой?», «По дорожке, по бульвару…» включают стихи, написанные в разные годы.
Барто, А.Л. Стихи детям / А.Л. Барто; Вступ. Слово Р. Гамзатова; Предисл. В.В. Смирновой; Коммент. Е. Таратуты; Ил. М.П. Митурича. – М.: Детская литература, 1981. – 638 с. : ил. – (Библиотека мировой литературы для детей, т. 22, кн. 4)
В книге помещены стихи для детей лауреата Ленинской и Государственной премий СССР А.Л. Барто.
Барто, А.Л. Дом переехал: Веселые стихи/ А.Л. Барто; Рис. Г. Макавсевой. – М.: Издательство «Малыш», 1981. – 25 с.: ил.
В книге А.Л. Барто помещены веселые стихи для детей : «Дом переехал», «Так не так», «Снегирь», «Думай, думай!», «Игра в стадо», «В защиту деда Мороза», «Подари, подари…», «Гуси-лебеди», «Сильное кино».
Барто, А.Л. У нас под крылом/ А.Л. Барто; Редактор Н.Ц. Степанян; Рисунки Мая Митурича; Оформление художника Е Ганнушкина. – М.: Советская Россия, 1981. – 127 с.: ил.
В книгу А.Л. Барто «У нас под крылом» вошли 7 разделов детских стихотворений: «Верба зацвела», «Первая высота», «Думают ли звери?», «У нас под крылом», «Краснокожие», «Из пестрых страниц», «Ботаника больна».
Барто, А.Л. История на просеке: Стихи / А.Л. Барто; Отв. ред. Л.Я. Либет; Рисунки В. Горяева. – М.: Детская литература, 1981. – 16 с.: ил.
В этой книге ты прочтешь стихи А. Л. Барто (1906 - 1981), написанные для детей: «История на просеке», «Подари, подари…», «Советчик», «Три очка за старичка», «Хищница», «Шуточка про Шурочку», «Вот так защитник», «Любочка», «Катя».
Барто, А.Л. На заставе: Стихи / А.Л. Барто; Рисунки И Година. – М.: Детская литература, 1983. - 6 с.: ил.
"Лесная застава. Приземистый дом.
Высокие сосны за темным окном...
В тот дом ненадолго спускаются сны,
В том доме винтовки стоят у стены.
Здесь рядом граница, чужая земля,
Здесь рядом не наши леса и поля."
Барто, А.Л. Я знаю, что надо придумать/ А.Л. Барто; Художник В. Каневский. – М.: Издательство «Малыш», 1984. - 6 с.: ил.
В книгу А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: "Я знаю, что надо придумать", "Мы не заметили жука", "Раковина".
Барто, А.Л. Твой праздник/ А.Л. Барто; Художник Ю. Молоканов. – М.: Детская литература, 1985 – 16 с.: ил. – (Мои первые книжки).
В книгу А.Л. Барто воли стихотворения: "Я расту", "Твой праздник".
Барто, А.Л. Вовка – добрая душа: Стихи / А.Л. Барто; Рис. Ф. Лемкуля. – М.: Детская литература, 1986. - 33 с.: ил.
В книгу А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: "Вовка - добрая душа", "Как Вовка бабушек выручил", "Как Вовка стал старшим братом", "Про Вовку и собаку Малютку", "Про Вовку, черепаху и кошку", "Жарко", "Когда ударил гром", "Кошка - невидимка".
Барто, А.Л. За цветами в зимний лес: Стихи/ А.Л. Барто; Рисунки В. Горяева; Оформление Б. Кыштымова – Переизд. - М.: Детская литература, 1988. - 111 с.: ил. –(Школьная библиотека для нерусских школ).
В этой книжке вы прочтете стихи известного детского поэта Агнии Львовны Барто (1906 - 1981).
В книжке три раздела для читателей разных возрастов: для тех, кто растет и радуется этому, - «Я расту!»; для тех, кто подрос, - «Почему телефон занят?» и «Настенька» – снова стихи про маленьких, которые подрастают вслед за старшими братьями и сестрами.
Книжка названа «За цветами в зимний лес», потому что поэзию иногда можно найти и там, где ее не сразу разглядишь.
За книгу «За цветами в зимний лес» А.Л. Барто удостоена Ленинской премии в 1972 году.
Барто, А.Л. Чудеса / А.Л. Барто; Художник А. Котёночкин; Редактор В.В. Иванов. – М.: «Омега», 1997. - 33 с.: ил. – (Для самых маленьких).
В книгу А. Л. Барто «Чудеса» вошли четыре раздела со стихотворениями для детей: «Ути – ути», «Я расту», «Рукодельница», «Машенька растёт».
"Книги XXI века":
Барто, А.Л. Мы с Тамарой / А.Л. Барто; Художник Е. Б. Белозерцева; Редактор Е.С. Петрова. – М.: Омега – Пресс, Омега, 2000. – 47 с.: ил.
В книгу А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: «Игра в стадо», «Есть такие мальчики», «Мы с Тамарой», «Про Вовку, черепаху и кошку», «У меня веснушки», «Любочка», «Сильное кино», «Котенок», «Придумываю сны».
Барто, А.Л. Зайку бросила хозяйка/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2004. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства).
В книгу А.Л. Барто «Зайку бросила хозяйка» вошли стихотворения для детей: «Зайка», «Самолет», «Сверчок», «Фонарик», «Сторож», «В защиту Деда Мороза», «Снегирь», «Не одна», «Я знаю, что надо придумать», «Дачный адрес», «Я часто краснею», «Я расту», «Собака».
Барто, А.Л. Идет бычок, качается/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2004. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства).
В книгу А.Л. Барто «Идет бычок, качается» вошли стихотворения для детей: «Бычок», «Слон», «Младший брат», «Света думает», «Погремушка», «Разговор с мамой», «Купание», «Чепчик», «Дом проснулся а заре», «Вот так защитник!», «Верёвочка», «Птенцы», «Я думал, взрослые не врут», «Маляр», «Капризные ерши», «Любитель- рыболов».
Барто, А.Л. Мне теперь не до игрушек/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2005. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства).
В книгу «Мне теперь не до игрушек» А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: «Я выросла», «В школу», «Мы с Тамарой». «Болтунья», «Песенка про Петю», «Любочка», «Наш сосед Иван Петрович», «Очки».
Барто, А.Л. Наша Таня громко плачет/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2007. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства)
В книгу А.Л. Барто «Наша Таня громко плачет» вошли стихотворения для детей: «Мячик», «Грузовик», «Машенька», «Две сестры глядят на братца», «Комары», «Помощница», «Страшная птица», «Гуси-лебеди», «Было у бабушки сорок внучат», «Резиновая Зина», «Дождь в лесу», «Игра в слова».
Барто, А.Л. Я люблю свою лошадку/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2007. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства).
В книгу А.Л. Барто «Я люблю свою лошадку» вошли стихотворения для детей: «Лошадка», «Кораблик», «Мишка», «Козленок», «Раковина», «Игра в стадо», «Он был совсем один», «В пустой квартире», «В театре», «Разговор с дочкой», «Уехали», «Медвежонок-невежа», (Сказка для маленьких и больших).
Барто, А.Л. Настенька/ А.Л. Барто; Художник А.В. Котеночкин; Редактор В.В. Иванов. – М.: Омега, 2007. –64 с.: ил. – (Для самых маленьких).
В книгу «Настенька» А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: «Настенька», «Младший брат», «Две сестры глядят на братца», «Комары», «Разговор с мамой», «Света думает», «Купание», «Гроза», «Страшная птица», «Чепчик», «Дом проснулся на заре», «Погремушка», «Морковный сок», «Мама уходит на работу», «В честь Андрея», «Встреча», «Наступили холода», «На косогоре», «Башмаки», «Вовка – добрая душа», «Про Вовку и собаку малютку», «Есть такие мальчики».
Читайте книги Агнии Львовны Барто
в нашей школьной библиотеке!!!
5 февраля
К 175 - летию со Дня рождения
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
(5.02.1836, Нижний Новгород – 29.11. 1861, Петербург),
русский литературный критик, публицист, революционный демократ.
Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде, в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848 – 1853 гг). В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Еще будучи студентом организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства. В 1956 г. познакомился с Н.Г. Чернышевским, затем с Н.А. Некрасовым и в следующем году, 1857, начал постоянную работу в журнале «Современник». Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод т. н. «реальной критики» (статьи 1859-60: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?»). Создал сатирическое приложение к «Современнику» — «Свисток» (1859). Сатирические стихи, пародии.
Читайте в нашей школьной библиотеке:
Добролюбов, Н.А.О классиках русской литературы / Н.А. Добролюбов; Сост., вступ.ст., примеч. Н.И. Якушина. - М.: Детская литература, 1986. - 303 с. : ил. - (Школьная библиотека).
В сборнике включены избранные статьи Н.А. Добролюбова (1836 - 1861)о классиках русской литературы: Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Тургеневе, Гончарове, Островском, Салтыкове - Щедрине, Достоевском и других писателях XIX века. Издается к 150 - летию со дня рождения критика.
15 февраля
К 105 - летию со Дня рождения
Муса Джалиль (1906 - 1944)
15 февраля 1906 года в деревне Мустафино бывшей Оренбургской области родился татарский поэт Муса Мустафович Залилов ( литературный псевдоним - Муса Джалиль).
Первые стихи Муса Джалиль начинает писать в тринадцать лет, увлекается Омаром Хайямом, Саади, Фазули, знал наизусть Тукая. В Оренбурге отец Мустафа Джалиль устраивает сына в медрес «Хусаиния» – мусульманское учебное заведение по типу духовной семинарии, впоследствии преобразованное в Татарский институт народного образования.
Учась на рабфаке в Казани, Джалиль общается с такими классиками татарской литературы, как Галиаскар Камал, Галимджан Ибрагимов, Шариф Камал. Сам поэт говорит, что в это время в его творчестве намечается переворот, он начинает писать совсем иначе. Первое произведение Джалиля было опубликовано в 1919. До нас дошло несколько толстых общих тетрадей 1918-1921 годов со стихами, рассказами, пьесами и сделанными им записями народных песен, сказок и легенд. Значительная часть стихотворений этого периода осталась ненапечатанной при жизни поэта. В 1925 году вышел его первый сборник стихотворений и поэм «Мы идём».
Мусса Джалиль – участник гражданской войны. После гражданской войны Муса Джалиль пишет детские стихи и пьесы. Его избирают членом Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК комсомола и направляют в Москву. Он поступает на литературный факультет МГУ.
По окончании университета в 1931 году его направляют в Казань, и в 1939 году избирают председателем Союза писателей Татарской АССР. Он работает практически во всех литературных жанрах: пишет песни, стихи, поэмы, пьесы, публицистику, собирает материал для романа о комсомоле. Им были написаны либретто для опер «Алтын чеч» (композитор Назиб Жиганов), «Золотоволосая», 1941 и «Ильдар» (1941).
В июне 1941 года Джалиля призывают в Красную Армию. Он работает корреспондентом армейской газеты «Отвага» 2-й ударной армии (Волховский фронт). В конце 1942 года, после Сталинградской битвы, немецкое командование создает так называемые “национальные легионы” из военнопленных против Советской Армии: туркестанский, армянский, грузинский. В местечке Радом в Польше формируется легион “Идель — Урал” из национальностей Поволжья. В него попадает Муса Джалиль. Под видом сотрудничества с немцами, сотрудники редакции эмигрантской газеты “Идель — Урал» регулярно принимают сводки прием сводок Совинформбюро, распространяя их среди пленных, печатают листовки, воззвания и пр. Первый же батальон легиона “Идель — Урал”, посланный на Восточный фронт, восстал в районе Витебска, перебил немецких командиров и охрану и перешел на сторону белорусских партизан.
В этом же году, за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных, Муса Джалиль и члены его подпольной организации были выслежены и попадают в концлагерь Шпандау. Он организует группу, которая должна была готовить побег. Вскоре на него доносят и ГЕСТАПО заключает поэта в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. За это время Муса Джалиль создает свой знаменитый цикл стихотворений– «Моабитская тетрадь». В сборник входят не меньше 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником советскому консулу, и затем- в Казань. В их числе - “Мои песни”, “Не верь”, “Палачу”, “Мой подарок”, “В стране Алман”, “О героизме”. Сборник впервые был издан на татарском языке в Казани в 1953 году, в 1955 году издательством “Молодая гвардия” выпущен сборник стихов под названием "Героическая песня". Сохранились записи стихотворений в исполнении артистов В.Трошина, Ю.Любимова, А.Голобородько, В.Абдулова, В.Сулимова.
Муса Джалиль всегда с большим уважением относился к немецкой культуре. Приходивший к Джалилю в тюрьму католический священник приносил ему около 30 книг из своей личной библиотеки, по личной просьбе поэта- «Фауста» Гете. В марте 1944 года состоялся суд в Дрездене, где поэт был признан виновным в подрывной деятельности, и в июне Джалиля и его сподвижников казнят на гильотине в берлинской тюрьме Плетцензее.
В 1956 году поэту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1968 году о поэте был создан фильм «Моабитская тетрадь». Его именем назван город в нефтяных районах Татарии, центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде. Принято решение об установке мемориальной доски в Москве в Столешниковом переулке, в доме 11, где Джалиль жил в период с 1935 по 1941 гг.
Вехи культуры.
Читайте в нашей школьной библиотеке:
Джалиль М. Пылай, моя песня!: Стихи и поэмы / М. Джалиль; Перевод с татарского. – М.: Советская Россия, 1989. – 400 с.
В сборник включены избранные стихи и поэмы, отражающие яркий творческий и жизненный путь выдающегося татарского писателя-коммуниста, тонкого лирика и мужественного поэта-трибуна Мусы Джалиля (1906 - 1944). За свою бесстрашную антифашистскую борьбу поэту было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а написанные им в гитлеровской тюрьме, незадолго перед казнью, пламенные стихи, составившие знаменитую «Моабитскую тетрадь», были отмечены ленинской премией, заслужили всемирную славу и признание.
Джалиль М. Красная ромашка: Избранное / М. Джалиль; Вступ. ст., сост. и прим. Р. Мустафина; Перевод с татарского. – Казань: Татарское книжное издательство, 1981.
Сборник является одним из наиболее полных изданий на русском языке произведений выдающегося татарского поэта Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии Муссы Джалиля. В книге широко представлен творческий путь поэта начиная с юношеских произведений и до стихотворений, вошедших во всемирно известную «Моабитскую тетрадь». В сборник включены письма Джалиля и воспоминания о поэте.
17 февраля
К 155 - летию со Дня рождения
Рони-старший Жозеф Анри
17.02.1856 - 11.02.1940
Жозеф-Анри Рони-старший - широко известный классик французской фантастики, писавший на рубеже двух столетий, настоящее имя которого Анри-Жозеф-Оноре Бекс (фр. Boex).
Первоначально он подписывал свои произведения как Ж.-А.Рони; когда в Париж приехал его младший брат Жюстен-Франсуа-Серафин Бекс, начался непродолжительный период их совместного творчества под тем же псевдонимом. Первая их общая публикация - "Манифест пяти", - вышла в свет в 1887 году. Сотрудничество братьев продолжалось до 1907 или 1908 года; за это время были написаны такие быстро ставшие знаменитыми книги, как, относившиеся к "доисторической" тематике романы "Вамирэх" (1892) и "Эйримах" (1896), а также ряд новелл, как доисторических (например, "Глубины Кийамо", 1896), так и научно-фантастических ("Иной мир", 1898 и др.). Когда братья поссорились (официальной причиной послужили различия в характере), появились два отдельных писателя - Рони-младший и Рони-старший. Если первый из них практически не оставил после себя заметного следа в литературе, то второй вошел в историю французской фантастики многими своими произведениями. Следует отметить, например, такой шедевр, как "Смерть Земли" (1908), в котором впервые описываются вторгшиеся на Землю представители неорганической ферромагнитной жизни.
Рони-старшему, пожалуй, принадлежит третье место по издаваемости на русском языке среди французских писателей-фантастов после Жюля Верна и Франсиса Карсака. Правда, следует уточнить, что у нас публиковались преимущественно его "доисторические" романы - "Борьба за огонь", "Вамирэх" и другие. Менее популярными оказались фантастические произведения, из которых были переведены несколько рассказов и отдельные романы.
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru
Читайте в нашей школьной библиотеке:
Рони-Старший, Ж. Борьба за огонь: Повести / Ж. Рони – Старший; Пер. с фр. И.С. Орловской; Вступ. ст. Т.И. Махаловой; Худож. П.П. Садков. – Ростов: Кн. изд – во, 1988. – 336 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В книгу известного французского писателя Жозефа Рони – Старшего (1856 - 1940) вошли две научно – фантастические повести: «Борьба за огонь» и «Пещерный лев». Эти повести переносят нас на десятки тысяч лет назад, во времена каменного века. Увлекательно рассказывает автор о полной приключений и тревог жизни доисторических людей, вынужденных вести суровую борьбу с грозными стихиями природы, со свирепыми хищниками, с враждебными племенами. Но мужество и находчивость, разум и воля, верность и крепкая дружба побеждают все препятствия.
4 (16) февраля
К 180 - летию со Дня рождения
Лесков Николай Семенович
(4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, — 21.2(5.3).1895, Петербург], русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг. Л. создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863), "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866), пьесу "Расточитель" (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В то же время одна из ранних статей Л. (1862) — о петербургских пожарах — послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ "Овцебык" (1863), романы "Некуда" (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и "Обойдённые" (1865) направлены против "новых людей"; Л. пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов — в повести "Загадочный человек" (1870) и особенно в романе-пасквиле "На ножах" (1870—71). Сам Л. не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.
В середине 70-х гг. в мировоззрении Л. происходит заметный перелом. В повести "Смех и горе" (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Л. начинает создавать целую галерею типов праведников — могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы "Очарованный странник", "Запечатленный ангел" (обе — 1873), "Несмертельный Голован" (1880), "Печерские антики" (1883), "Однодум" (1889) и др. Праведники Л. не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они — из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: "После злого романа “На ножах” литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233). В творчестве Л. чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть "Железная воля" (1876), "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (1881) и др. Левша в "Сказе..." противостоит миру злых кукол, облечённых властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаётся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык "Сказа...". Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Л. в повести "Тупейный художник" (1883).
Сближение писателя с демократическим лагерем в 80—90-е гг. 19 в. усиливается. Л. идёт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах "Человек на часах" (1887), "Простое средство" (опубликованы 1917), "Административная грация" (опубликован 1934) и многих др. Л. раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Много места уделяет Л. изображению морального облика буржуа: "Чертогон" (1879, под названием "Рождественский вечер у ипохондрика"), "Отборное зерно" (1884), "Грабёж" (1887), "Полунощники" (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести "Зимний день" (1894), "Дама и фефёла" (1894) и др. Но идеал Л. не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Л. "Заячий ремиз" (1891—94, опубликована 1917) — сатира на политическую реакцию 80—90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Л. создаёт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле "сицилистов".
Л. тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Л., в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести Л. "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием "Катерина Измайлова").
Соч.: Собр. соч., т. 1—12, СПБ. 1889—1896; Полн. собр. соч., 3 изд., т. 1—36. СПБ. 1902—03; Собр. соч., т. 1—11, М., 1956—58.
Лит.: Фаресов А. И., Против течений. Н. С. Лесков, СПБ. 1904; Волынский А. Л., Н. С. Лесков, 2 изд., П., 1923; Гроссман Л. П., Н. С. Лесков, М., 1945; Гебель В. А., Н. С. Лесков. В творческой лаборатории, М., 1945; Лесков Д. Н., Жизнь Николая Лескова, М., 1954; Другов Б. М., Н. С. Лесков, 2 изд., М., 1961; Горячки на М. С., Сатира Лескова, М., 1963; Плещунов Н. С., Романы Лескова "Некуда" и "Соборяне", Баку, 1963; Русские писатели. Биобиблиографический словарь, М., 1971.
М. С. Горячкина.
Большая советская энциклопедия
Читайте в нашей школьной библиотеке:
Лесков, Н.С. Грабеж: Рассказ / Н.С. Лесков; Послесл. В.А. Богданова; Рис. Г.С. Волхонской. – М.: Детская литература, 1982. – 63 с.: ил. – (Школьная библиотека).Рассказ Лескова о том, как честный человек ограбил другого, рисует мелочность и пустоту жизни героев и через них – общественные нравы России прошлого века.
Лесков, Н.С. Левша: Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе / Н.С. Лесков; Предисл. М.С. Горячкиной; Рис. Н. Кузьмина. – М.: Детская литература, 1983. – 47 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В сказе «Левша» повествуется о горькой судьбе талантливого русского мастерового, восхитившего своим мастерством Европу, но погубленного в царской России.
Лесков, Н.С. Легендарные характеры/ Н.С. Лесков, Сост., вступ. ст. и примеч. Н.Н. Старыгиной. - М.: Сов. Россия, 1989. - 576 с.: ил.
Все творчество самобытнейшего из писателей, "волшебника слова" Н.С. Лескова (1831 - 1895), оставившего богатое художественное наследие, - постижение величия и красоты русского национального характера, желание "умножить в людях добро, правду и мир". Созданные в последнее десятилетие жизни произведения писателя (легенды, сказки, рассказы-притчи, обозрения), вошедшие в эту книгу, наиболее полно и ярко выражают важную для Лескова идею праведничества, идею активной и деятельной любви к человеку, сострадания и бескорыстной помощи ближнему.
Лесков, Н.С. Очарованный странник: Повесть и рассказы / Н.С. Лесков; Художник П. Сацкий. – М.: Советская Россия, 1986. – 240 с.
В книгу большого мастера русского слова Н.С. Лескова (1831 - 1895) вошли повесть «Очарованный странник» и рассказы «Железная воля», «Тупейный художник».
Лесков, Н.С. Повести и рассказы /Н.С. Лесков; Cост. вступ. ст. и примеч. О. Майоровой; Художник В. Сафронов. – М.: Художественная литература, 1990. – 527 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В книгу самобытного русского писателя, великолепного мастера русского слова Н.С. Лескова (1831 - 1895) вошли избранные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Однодум», «Несмертельный Голован» и др.
Лесков, Н.С. Повести и рассказы / Н.С. Лесков; Сост., примеч. Л.А. Аннинского; Предисл. Д.С. Лихачева; Художник И. Годин. – М.: Детская литература, 1989. – 304 с.: ил.
В сборник повестей и рассказов Николая Семеновича Лескова (1831 - 1895) входят: «Разбойник», «Овцебык», «Грабеж», «Фигура» и другие. Яркий бытописатель, проницательный знаток русской жизни и русской души, он был замечательным мастером: речь его героев так изумительно жива, правдива и убедительна, что они встают перед нами физически ощутимы; «мораль» же он превращал в элемент литературной интриги с таким совершенством, которое сделало его одним из своеобразнейших писателей в мировой литературе.
Лесков, Н.С. Соборяне: Хроника / Н.С. Лесков; Послесл. А. Батюто; Художник П.И. Басманов. – М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 331 с.
Лесков, Н.С. Тупейный художник: Рассказ на могиле / Н.С. Лесков; Послесл. и прим. В.Ю. Троицкого; Художник Л.Г. Епифанов. – М.: Детская литература, 1983. – 31 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Рассказ о трагической судьбе крепостной актрисы и талантливого крепостного художника.
4 (17) февраля
К 105 - летию со Дня рождения
Агния Львовна Барто (1906-1981)
Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище. Однажды после выпускных экзаменов на одном из вечеров она впервые прочитала свое собственное стихотворение, которое услышал нарком просвещения А.В. Луначарский. Стихотворение ему понравилось и он, словно предугадав судьбу будущей поэтессы, сказал, что девушка будет писать веселые стихи для детей. Эта встреча навсегда осталась самым ярким впечатлением для Агнии Львовны.
Для развития литературных способностей у Барто много сделал ее отец Лев Николаевич Волов. Он сам очень любил поэзию, знал наизусть почти все басни Крылова, но главное, постоянно дарил дочери книги.
В 1925 году Барто уже начала печатать свои стихотворения. Вышли в свет "Девочка-ревушка" и "Девочка чумазая", затем "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". Агния Львовна своим творчество обращалась к самым маленьким читателям (от четырех до восьми лет). Их и читателями-то назвать нельзя. Скорее, они были благодарными слушателями, которым эти стихи очень нравились и прекрасно запоминались.
В следующие годы Барто выпустила сборники "Братишки" (1928 г.) и "Мальчик наоборот" (1934 г.) Поэзия Барто всегда отличалась вниманием к миру ребенка, к его воображению и мышлению. Большую роль в ее творчестве сыграли другие детские пистаели - К.И. Чуковский и С.Я. Маршак, которые помогали ей советами и следили за ее творчеством.
В 1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. В эти же годы она начала писать сценарии для детских фильмов, которые с успехом прошли по экранам кинотеатров (телевидения тогда еще не было). Мы и сейчас с удовольствием смотрим замечательный фильм "Подкидыш" о маленькой девочке, которая одна вышла на улицу и "потерялась". Барто так построила сценарий, что сумела через призму встреч девочки с разными людьми показать их жизнь, характеры и мировоззрение. Некоторые эпизоды фильма проникнуты необыкновенным лиризмом, некоторые - сатирой и юмором. Успеху фильма во многом способствовали такие комедийные актрисы, как Фаина Раневская и Рина Зеленая, которые снимались и в других фильмах, снятых по сценариям А.Л. Барто ("Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер", "Десять тысяч мальчиков").
С началом войны Барто несколько раз пыталась попасть на фронт, но ее муж, инженер-энергерик, был направлен в Свердловск. Обратно в Москву Барто попала в 1942 году и тогда была отправлена в качестве корреспондента "Комсомольской правды" на Западный фронт. В это время она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки
В шестидесятые годы Барто, кроме детских стихов, создала несколько юмористических и сатирических произведений, которые были опубликованы в книгах "Кого считать счастливым?" (1962 г.) и "Что с ним такое?" (1966). В эти же годы она работала в детском доме для детей-сирот. Именно здесь родилась ее поэма "Звенигород". Эти годы были самыми продуктивными в жизни поэтессы. Она начала вести радиопередачу "Найти человека". С ее помощью многие люди, потерявшим своих близких во время Великой Отечественной войны, сумели найти их или узнать об их судьбе. Работая на радио, Барто услышала множество рассказов простых людей о том, какой след в их жизни оставила война, и на основе рассказов написала книгу "Найти человека", которая была опубликована в 1968 году.
1972 год принес ей Ленинскую премию. В это же время Барто стала членом международной ассоциации детских писателей и лауреатом медали Андерсена, она много ездила по стране, проводя конкурс детского рисунка.
Умерла Агния Львовна в 1981 году 1 апреля.
Награды и премии:
- Сталинская премия второй степени (1950)
- Ленинская премия (1972)
- орден Ленина
- орден Октябрьской Революции
- два ордена Трудового Красного Знамени
- орден «Знак Почёта»
- орден Улыбки
- Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно).
- Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
Библиотечная выставка, посвященная творчеству Агнии Львовны Барто, из серии "Книги ХХ и ХХI века" представляет к чтению
"Книги ХХ века":
Барто, А.Л. Верёвочка/ А.Л. Барто; Отв. ред А.Д. Арон; Рисунки В. Горяева. – М.: Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. – 16 с.: ил. - (Мои первые книжки).
В книгу А.Л. Барто «Верёвочка» вошли стихотворения для детей: «Верёвочка», «Гуси - лебеди», «Катя».
Барто, А.Л. По дорожке, по бульвару… Стихи / А.Л. Барто; Отв. ред. Л.И. Гульбинская; Рисунки В. Горяева. – М.: Детская литература, 1967. – 63 с.: ил.
В этой книге ты прочтешь стихи А. Л. Барто, написанные в разные годы о детях разных стран – об их дружбе, горестях и радостях.
Барто, А.Л. Мы с Тамарой: Стихи / А.Л. Барто; Отв. ред. Л.И. Гульбинская: Обложка В. Горяева; Худ. ред. В.А. Горячева. – М.: Детская литература, 1973. – 110 с.: ил.
В этой книге собраны веселые, сатирические и лирические стихи для младших школьников. Четыре раздела сборника: «Мы с Тамарой», «Снегирь»,, «Где живет герой?», «По дорожке, по бульвару…» включают стихи, написанные в разные годы.
Барто, А.Л. Стихи детям / А.Л. Барто; Вступ. Слово Р. Гамзатова; Предисл. В.В. Смирновой; Коммент. Е. Таратуты; Ил. М.П. Митурича. – М.: Детская литература, 1981. – 638 с. : ил. – (Библиотека мировой литературы для детей, т. 22, кн. 4)
В книге помещены стихи для детей лауреата Ленинской и Государственной премий СССР А.Л. Барто.
Барто, А.Л. Дом переехал: Веселые стихи/ А.Л. Барто; Рис. Г. Макавсевой. – М.: Издательство «Малыш», 1981. – 25 с.: ил.
В книге А.Л. Барто помещены веселые стихи для детей : «Дом переехал», «Так не так», «Снегирь», «Думай, думай!», «Игра в стадо», «В защиту деда Мороза», «Подари, подари…», «Гуси-лебеди», «Сильное кино».
Барто, А.Л. У нас под крылом/ А.Л. Барто; Редактор Н.Ц. Степанян; Рисунки Мая Митурича; Оформление художника Е Ганнушкина. – М.: Советская Россия, 1981. – 127 с.: ил.
В книгу А.Л. Барто «У нас под крылом» вошли 7 разделов детских стихотворений: «Верба зацвела», «Первая высота», «Думают ли звери?», «У нас под крылом», «Краснокожие», «Из пестрых страниц», «Ботаника больна».
Барто, А.Л. История на просеке: Стихи / А.Л. Барто; Отв. ред. Л.Я. Либет; Рисунки В. Горяева. – М.: Детская литература, 1981. – 16 с.: ил.
В этой книге ты прочтешь стихи А. Л. Барто (1906 - 1981), написанные для детей: «История на просеке», «Подари, подари…», «Советчик», «Три очка за старичка», «Хищница», «Шуточка про Шурочку», «Вот так защитник», «Любочка», «Катя».
Барто, А.Л. На заставе: Стихи / А.Л. Барто; Рисунки И Година. – М.: Детская литература, 1983. - 6 с.: ил.
"Лесная застава. Приземистый дом.
Высокие сосны за темным окном...
В тот дом ненадолго спускаются сны,
В том доме винтовки стоят у стены.
Здесь рядом граница, чужая земля,
Здесь рядом не наши леса и поля."
Барто, А.Л. Я знаю, что надо придумать/ А.Л. Барто; Художник В. Каневский. – М.: Издательство «Малыш», 1984. - 6 с.: ил.
В книгу А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: "Я знаю, что надо придумать", "Мы не заметили жука", "Раковина".
Барто, А.Л. Твой праздник/ А.Л. Барто; Художник Ю. Молоканов. – М.: Детская литература, 1985 – 16 с.: ил. – (Мои первые книжки).
В книгу А.Л. Барто воли стихотворения: "Я расту", "Твой праздник".
Барто, А.Л. Вовка – добрая душа: Стихи / А.Л. Барто; Рис. Ф. Лемкуля. – М.: Детская литература, 1986. - 33 с.: ил.
В книгу А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: "Вовка - добрая душа", "Как Вовка бабушек выручил", "Как Вовка стал старшим братом", "Про Вовку и собаку Малютку", "Про Вовку, черепаху и кошку", "Жарко", "Когда ударил гром", "Кошка - невидимка".
Барто, А.Л. За цветами в зимний лес: Стихи/ А.Л. Барто; Рисунки В. Горяева; Оформление Б. Кыштымова – Переизд. - М.: Детская литература, 1988. - 111 с.: ил. –(Школьная библиотека для нерусских школ).
В этой книжке вы прочтете стихи известного детского поэта Агнии Львовны Барто (1906 - 1981).
В книжке три раздела для читателей разных возрастов: для тех, кто растет и радуется этому, - «Я расту!»; для тех, кто подрос, - «Почему телефон занят?» и «Настенька» – снова стихи про маленьких, которые подрастают вслед за старшими братьями и сестрами.
Книжка названа «За цветами в зимний лес», потому что поэзию иногда можно найти и там, где ее не сразу разглядишь.
За книгу «За цветами в зимний лес» А.Л. Барто удостоена Ленинской премии в 1972 году.
Барто, А.Л. Чудеса / А.Л. Барто; Художник А. Котёночкин; Редактор В.В. Иванов. – М.: «Омега», 1997. - 33 с.: ил. – (Для самых маленьких).
В книгу А. Л. Барто «Чудеса» вошли четыре раздела со стихотворениями для детей: «Ути – ути», «Я расту», «Рукодельница», «Машенька растёт».
"Книги XXI века":
Барто, А.Л. Мы с Тамарой / А.Л. Барто; Художник Е. Б. Белозерцева; Редактор Е.С. Петрова. – М.: Омега – Пресс, Омега, 2000. – 47 с.: ил.
В книгу А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: «Игра в стадо», «Есть такие мальчики», «Мы с Тамарой», «Про Вовку, черепаху и кошку», «У меня веснушки», «Любочка», «Сильное кино», «Котенок», «Придумываю сны».
Барто, А.Л. Зайку бросила хозяйка/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2004. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства).
В книгу А.Л. Барто «Зайку бросила хозяйка» вошли стихотворения для детей: «Зайка», «Самолет», «Сверчок», «Фонарик», «Сторож», «В защиту Деда Мороза», «Снегирь», «Не одна», «Я знаю, что надо придумать», «Дачный адрес», «Я часто краснею», «Я расту», «Собака».
Барто, А.Л. Идет бычок, качается/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2004. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства).
В книгу А.Л. Барто «Идет бычок, качается» вошли стихотворения для детей: «Бычок», «Слон», «Младший брат», «Света думает», «Погремушка», «Разговор с мамой», «Купание», «Чепчик», «Дом проснулся а заре», «Вот так защитник!», «Верёвочка», «Птенцы», «Я думал, взрослые не врут», «Маляр», «Капризные ерши», «Любитель- рыболов».
Барто, А.Л. Мне теперь не до игрушек/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2005. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства).
В книгу «Мне теперь не до игрушек» А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: «Я выросла», «В школу», «Мы с Тамарой». «Болтунья», «Песенка про Петю», «Любочка», «Наш сосед Иван Петрович», «Очки».
Барто, А.Л. Наша Таня громко плачет/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2007. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства)
В книгу А.Л. Барто «Наша Таня громко плачет» вошли стихотворения для детей: «Мячик», «Грузовик», «Машенька», «Две сестры глядят на братца», «Комары», «Помощница», «Страшная птица», «Гуси-лебеди», «Было у бабушки сорок внучат», «Резиновая Зина», «Дождь в лесу», «Игра в слова».
Барто, А.Л. Я люблю свою лошадку/ А.Л. Барто; Художник Н.В. Кузнецова; Гл.редактор А.Алир. – М.: Самовар, 2007. – 47 с.: ил. – (Любимые книги детства).
В книгу А.Л. Барто «Я люблю свою лошадку» вошли стихотворения для детей: «Лошадка», «Кораблик», «Мишка», «Козленок», «Раковина», «Игра в стадо», «Он был совсем один», «В пустой квартире», «В театре», «Разговор с дочкой», «Уехали», «Медвежонок-невежа», (Сказка для маленьких и больших).
Барто, А.Л. Настенька/ А.Л. Барто; Художник А.В. Котеночкин; Редактор В.В. Иванов. – М.: Омега, 2007. –64 с.: ил. – (Для самых маленьких).
В книгу «Настенька» А.Л. Барто вошли стихотворения для детей: «Настенька», «Младший брат», «Две сестры глядят на братца», «Комары», «Разговор с мамой», «Света думает», «Купание», «Гроза», «Страшная птица», «Чепчик», «Дом проснулся на заре», «Погремушка», «Морковный сок», «Мама уходит на работу», «В честь Андрея», «Встреча», «Наступили холода», «На косогоре», «Башмаки», «Вовка – добрая душа», «Про Вовку и собаку малютку», «Есть такие мальчики».
Читайте книги Агнии Львовны Барто
в нашей школьной библиотеке!!!
5 февраля
К 175 - летию со Дня рождения
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович
(5.02.1836, Нижний Новгород – 29.11. 1861, Петербург),
русский литературный критик, публицист, революционный демократ.
Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде, в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848 – 1853 гг). В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Еще будучи студентом организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства. В 1956 г. познакомился с Н.Г. Чернышевским, затем с Н.А. Некрасовым и в следующем году, 1857, начал постоянную работу в журнале «Современник». Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод т. н. «реальной критики» (статьи 1859-60: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?»). Создал сатирическое приложение к «Современнику» — «Свисток» (1859). Сатирические стихи, пародии.
Читайте в нашей школьной библиотеке:
Добролюбов, Н.А.О классиках русской литературы / Н.А. Добролюбов; Сост., вступ.ст., примеч. Н.И. Якушина. - М.: Детская литература, 1986. - 303 с. : ил. - (Школьная библиотека).
В сборнике включены избранные статьи Н.А. Добролюбова (1836 - 1861)о классиках русской литературы: Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Тургеневе, Гончарове, Островском, Салтыкове - Щедрине, Достоевском и других писателях XIX века. Издается к 150 - летию со дня рождения критика.
15 февраля
К 105 - летию со Дня рождения
Муса Джалиль (1906 - 1944)
15 февраля 1906 года в деревне Мустафино бывшей Оренбургской области родился татарский поэт Муса Мустафович Залилов ( литературный псевдоним - Муса Джалиль).
Первые стихи Муса Джалиль начинает писать в тринадцать лет, увлекается Омаром Хайямом, Саади, Фазули, знал наизусть Тукая. В Оренбурге отец Мустафа Джалиль устраивает сына в медрес «Хусаиния» – мусульманское учебное заведение по типу духовной семинарии, впоследствии преобразованное в Татарский институт народного образования.
Учась на рабфаке в Казани, Джалиль общается с такими классиками татарской литературы, как Галиаскар Камал, Галимджан Ибрагимов, Шариф Камал. Сам поэт говорит, что в это время в его творчестве намечается переворот, он начинает писать совсем иначе. Первое произведение Джалиля было опубликовано в 1919. До нас дошло несколько толстых общих тетрадей 1918-1921 годов со стихами, рассказами, пьесами и сделанными им записями народных песен, сказок и легенд. Значительная часть стихотворений этого периода осталась ненапечатанной при жизни поэта. В 1925 году вышел его первый сборник стихотворений и поэм «Мы идём».
Мусса Джалиль – участник гражданской войны. После гражданской войны Муса Джалиль пишет детские стихи и пьесы. Его избирают членом Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК комсомола и направляют в Москву. Он поступает на литературный факультет МГУ.
По окончании университета в 1931 году его направляют в Казань, и в 1939 году избирают председателем Союза писателей Татарской АССР. Он работает практически во всех литературных жанрах: пишет песни, стихи, поэмы, пьесы, публицистику, собирает материал для романа о комсомоле. Им были написаны либретто для опер «Алтын чеч» (композитор Назиб Жиганов), «Золотоволосая», 1941 и «Ильдар» (1941).
В июне 1941 года Джалиля призывают в Красную Армию. Он работает корреспондентом армейской газеты «Отвага» 2-й ударной армии (Волховский фронт). В конце 1942 года, после Сталинградской битвы, немецкое командование создает так называемые “национальные легионы” из военнопленных против Советской Армии: туркестанский, армянский, грузинский. В местечке Радом в Польше формируется легион “Идель — Урал” из национальностей Поволжья. В него попадает Муса Джалиль. Под видом сотрудничества с немцами, сотрудники редакции эмигрантской газеты “Идель — Урал» регулярно принимают сводки прием сводок Совинформбюро, распространяя их среди пленных, печатают листовки, воззвания и пр. Первый же батальон легиона “Идель — Урал”, посланный на Восточный фронт, восстал в районе Витебска, перебил немецких командиров и охрану и перешел на сторону белорусских партизан.
В этом же году, за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных, Муса Джалиль и члены его подпольной организации были выслежены и попадают в концлагерь Шпандау. Он организует группу, которая должна была готовить побег. Вскоре на него доносят и ГЕСТАПО заключает поэта в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. За это время Муса Джалиль создает свой знаменитый цикл стихотворений– «Моабитская тетрадь». В сборник входят не меньше 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником советскому консулу, и затем- в Казань. В их числе - “Мои песни”, “Не верь”, “Палачу”, “Мой подарок”, “В стране Алман”, “О героизме”. Сборник впервые был издан на татарском языке в Казани в 1953 году, в 1955 году издательством “Молодая гвардия” выпущен сборник стихов под названием "Героическая песня". Сохранились записи стихотворений в исполнении артистов В.Трошина, Ю.Любимова, А.Голобородько, В.Абдулова, В.Сулимова.
Муса Джалиль всегда с большим уважением относился к немецкой культуре. Приходивший к Джалилю в тюрьму католический священник приносил ему около 30 книг из своей личной библиотеки, по личной просьбе поэта- «Фауста» Гете. В марте 1944 года состоялся суд в Дрездене, где поэт был признан виновным в подрывной деятельности, и в июне Джалиля и его сподвижников казнят на гильотине в берлинской тюрьме Плетцензее.
В 1956 году поэту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1968 году о поэте был создан фильм «Моабитская тетрадь». Его именем назван город в нефтяных районах Татарии, центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде. Принято решение об установке мемориальной доски в Москве в Столешниковом переулке, в доме 11, где Джалиль жил в период с 1935 по 1941 гг.
Вехи культуры.
Читайте в нашей школьной библиотеке:
Джалиль М. Пылай, моя песня!: Стихи и поэмы / М. Джалиль; Перевод с татарского. – М.: Советская Россия, 1989. – 400 с.
В сборник включены избранные стихи и поэмы, отражающие яркий творческий и жизненный путь выдающегося татарского писателя-коммуниста, тонкого лирика и мужественного поэта-трибуна Мусы Джалиля (1906 - 1944). За свою бесстрашную антифашистскую борьбу поэту было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а написанные им в гитлеровской тюрьме, незадолго перед казнью, пламенные стихи, составившие знаменитую «Моабитскую тетрадь», были отмечены ленинской премией, заслужили всемирную славу и признание.
Джалиль М. Красная ромашка: Избранное / М. Джалиль; Вступ. ст., сост. и прим. Р. Мустафина; Перевод с татарского. – Казань: Татарское книжное издательство, 1981.
Сборник является одним из наиболее полных изданий на русском языке произведений выдающегося татарского поэта Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии Муссы Джалиля. В книге широко представлен творческий путь поэта начиная с юношеских произведений и до стихотворений, вошедших во всемирно известную «Моабитскую тетрадь». В сборник включены письма Джалиля и воспоминания о поэте.
17 февраля
К 155 - летию со Дня рождения
Рони-старший Жозеф Анри
17.02.1856 - 11.02.1940
Жозеф-Анри Рони-старший - широко известный классик французской фантастики, писавший на рубеже двух столетий, настоящее имя которого Анри-Жозеф-Оноре Бекс (фр. Boex).
Первоначально он подписывал свои произведения как Ж.-А.Рони; когда в Париж приехал его младший брат Жюстен-Франсуа-Серафин Бекс, начался непродолжительный период их совместного творчества под тем же псевдонимом. Первая их общая публикация - "Манифест пяти", - вышла в свет в 1887 году. Сотрудничество братьев продолжалось до 1907 или 1908 года; за это время были написаны такие быстро ставшие знаменитыми книги, как, относившиеся к "доисторической" тематике романы "Вамирэх" (1892) и "Эйримах" (1896), а также ряд новелл, как доисторических (например, "Глубины Кийамо", 1896), так и научно-фантастических ("Иной мир", 1898 и др.). Когда братья поссорились (официальной причиной послужили различия в характере), появились два отдельных писателя - Рони-младший и Рони-старший. Если первый из них практически не оставил после себя заметного следа в литературе, то второй вошел в историю французской фантастики многими своими произведениями. Следует отметить, например, такой шедевр, как "Смерть Земли" (1908), в котором впервые описываются вторгшиеся на Землю представители неорганической ферромагнитной жизни.
Рони-старшему, пожалуй, принадлежит третье место по издаваемости на русском языке среди французских писателей-фантастов после Жюля Верна и Франсиса Карсака. Правда, следует уточнить, что у нас публиковались преимущественно его "доисторические" романы - "Борьба за огонь", "Вамирэх" и другие. Менее популярными оказались фантастические произведения, из которых были переведены несколько рассказов и отдельные романы.
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru
Читайте в нашей школьной библиотеке:
Рони-Старший, Ж. Борьба за огонь: Повести / Ж. Рони – Старший; Пер. с фр. И.С. Орловской; Вступ. ст. Т.И. Махаловой; Худож. П.П. Садков. – Ростов: Кн. изд – во, 1988. – 336 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В книгу известного французского писателя Жозефа Рони – Старшего (1856 - 1940) вошли две научно – фантастические повести: «Борьба за огонь» и «Пещерный лев». Эти повести переносят нас на десятки тысяч лет назад, во времена каменного века. Увлекательно рассказывает автор о полной приключений и тревог жизни доисторических людей, вынужденных вести суровую борьбу с грозными стихиями природы, со свирепыми хищниками, с враждебными племенами. Но мужество и находчивость, разум и воля, верность и крепкая дружба побеждают все препятствия.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий